Безопасность жизнедеятельности

Внимание - дети!

В связи с окончанием учебного года и началом летних каникул, в целях предупреждения ДТП с участием детей в период с 25 мая по 5 июня 2018 года будет проводиться специальное комплексное мероприятие "Внимание – дети!"
развернуть

Во время проведения данного мероприятия водителям необходимо двигаться в светлое время суток с включенным на транспортном средстве ближним светом фар. За невыполнение данного требования Правил предусмотрена административная ответственность в виде штрафа до 2-х базовых величин (ст.18.14 ч.3 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь).

Не следует забывать о безопасности детей-пассажиров. Маленькие пассажиры в родительских авто оказываются «заложниками» отношения к их безопасности. Управляя автомобилем, вы управляете и судьбами своих пассажиров, несете ответственность за бесценные детские жизни. Перевозка детей в легковом автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием:

— детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, – для детей в возрасте до 5-ти лет;

— детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, иных средств (бустеров, специальных подушек для сидения, дополнительных сидений), позволяющих безопасно пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, – для детей в возрасте от 5 до 12-ти лет.

Допускается перевозить детей до 12 лет без специальных устройств, если рост ребенка выше 150 см, а также в такси.

Запрещается перевозка детей на переднем сиденье автомобиля с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, спинка которых развернута к лобовому стеклу транспортного средства, если переднее сиденье имеет подушку безопасности, за исключением случая, когда механизм фронтальной подушки безопасности отключен.

За неиспользование детского удерживающего устройства в случаях, когда оно обязательно, предусмотрен штраф в размере до 4 базовых величин (ч.5 ст.18.14 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь). В случае повторного такого нарушения в течение года – штраф от 2 до 8-ми базовых величин (ч.12 ст.18.14 КоАП РБ).

Уважаемые родители!

Вы для ребенка всегда являетесь авторитетом и примером в соблюдении Правил. Поэтому ребенок ведет себя на дороге точно так же, как и Вы. Подавайте правильный пример:

-переходите проезжую часть с детьми только на пешеходных переходах, при этом держите ребенка за руку и убедитесь, что транспорт уступает вам дорогу. Если при переходе улицы Вы держите ребенка на руках, будьте осторожны, он закрывает вам обзор.

-находясь на улице, не спешите, переходите проезжую часть размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать — ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.

-при движении по тротуару придерживайтесь стороны подальше от проезжей части. Помните, что взрослый должен находиться со стороны проезжей части. При движении вдоль дороги, где нет тротуаров, двигайтесь по обочине, навстречу движению транспорта.

-при движении в темное время суток следует обозначить себя и ребенка световозвращающими элементами, или использовать одежду со световозвращающими вставками.

-во время прогулок с детьми обращайте их внимание на работу светофоров, объясняйте значение дорожных знаков, разметки, учите их наблюдать за дорогой и предвидеть опасность.

И помните, от того, как вы научите своего ребенка вести себя на дороге, зависят ваше спокойствие и его безопасность!

Справочно: на территории г. Минска за 4 месяца этого года с участием несовершеннолетних зарегистрировано 11 ДТП, в которых 11 детей получили травмы различной степени тяжести

 

Старший инспектор по АиП ОГАИ Первомайского РУВД г. Минска Мехедко Оксана

свернуть

Засветись в темноте!

Фликер (световозвращатель) на одежде - на сегодняшний день реальный способ уберечь ребенка от травмы на неосвещенной дороге. Принцип действия его основан на том, что свет, попадая на ребристую поверхность из специального пластика, концентрируется и отражается в виде узкого пучка. Когда фары автомобиля «выхватывают» пусть даже маленький световозвращатель, водитель издалека видит яркую световую точку. Если у машины включен ближний свет, то пешехода водитель увидит с расстояния 25-40 метров. А использование световозвращателя увеличивает эту цифру до 130-240 метров!

 Маленькая подвеска на шнурке или значок на булавке закрепляются на одежде, наклейки - на велосипеде, самокате, рюкзаке, сумке. На первый взгляд фликер выглядит как игрушка. Но его использование, по мнению экспертов по безопасности дорожного движения, снижает детский травматизм на дороге в шесть с половиной раз! В скандинавских странах (где, как и у нас, зимой поздно светает и рано темнеет) не только дети, но и взрослые обязаны носить на одежде световозвращатели в темное время суток, причем везде, в том числе и на освещенных улицах. Чем больше фликеров, тем лучше.

 В черте города ГАИ рекомендует пешеходам обозначить себя световозвращающими элементами на левой и правой руках, подвесить по одному фликеру на ремень и сзади на рюкзак. Таким образом, самый оптимальный вариант, когда на пешеходе находится 4 фликера. Производители одежды, особенно, детской, начали активно использовать нашивки из световозвращающей ткани. К сожалению, световозвращатели нашиты далеко не на всех изделиях, а, кроме того, для удешевления в производстве одежды применяют световозвращающий материал со стеклошариками, эффективность которого ниже. Например, в дождь эти полоски на куртке или брюках перестают быть заметными, да и расстояние, на котором они «работают», меньше, чем у фликеров.

 Какие фликеры самые лучшие? Покупайте фликеры только белого или лимонного цветов. Именно они имеет наиболее оптимальную световозращаемость для того, чтобы пешеход был заметен в темное время суток. Кстати, оранжевые зайчики, зеленые белочки, огненно-красные сердечки сложно назвать фликерами. Скорее всего - это яркие сувениры, которые так любят маленькие дети и женщины, чьи дамские сумочки постоянно украшают подобные игрушки. Но полагаться только лишь на фликеры тоже не стоит. Это один из способов защиты. Присутствие светоотражающих элементов на детской одежде может снизить детский травматизм на дорогах.

Госавтоинспекция Первомайского района г. Минска

свернуть

Правила поведения на остановке маршрутного транспорта

Не ускоряйте шаг и не бегите вместе с ребенком на остановку нужного маршрутного транспорта. Приучите ребенка, что это опасно, лучше подождать следующий автобус, маршрутное такси, трамвай и т.д.

На остановках маршрутного транспорта держите ребенка крепко за руку. Нередки случаи, когда ребенок вырывается и выбегает на проезжую часть. Переходите проезжую часть только на пешеходных переходах. Не обходите маршрутный транспорт спереди или сзади. Если поблизости нет пешеходного перехода, дождитесь, когда транспорт отъедет подальше, и переходите дорогу в том месте, где она хорошо просматривается в обе стороны. При высадке из автобуса, маршрутного такси, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или выбежать на проезжую часть дороги.

Нельзя выходить на дорогу, чтобы посмотреть идет ли маршрутный транспорт. Нельзя подходить близко к краю проезжей части. Когда подходит автобус: не бросаться к нему бегом, чтобы занять очередь перед дверями. Входить в автобус нужно через задние или средние двери, а выходить через передние. Подходить к автобусу нужно, когда он остановится и откроет двери.

Научите ребенка внимательно вести себя на улице, в том числе и на остановках общественного транспорта!

Госавтоинспекция Первомайского района г. Минска

свернуть

Обучение детей наблюдательности на улице

  • Находясь на улице с ребенком, крепко держите его за руку.
  • Учите ребенка наблюдательности. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, кусты, остановитесь, научите ребенка осматриваться по сторонам и определять: нет ли опасности приближающегося транспорта. Если у подъезда дома есть движение транспорта, обратите на это его внимание. Вместе с ним посмотрите: не приближается ли транспорт.
  • При движении по тротуару придерживайтесь стороны подальше от проезжей части. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
  • Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом автомобилей из арок дворов.
  • При переходе проезжей части дороги остановитесь и осмотритесь по сторонам. Показывайте ребенку следующие действия по осмотру дороги: поворот головы налево, направо, еще раз налево. Дойдя до разделительной линии, делайте вместе с ним поворот головы направо. Если нет движения транспорта, продолжайте переход, не останавливаясь, а если есть – остановитесь на линии и пропустите транспорт, держа ребенка за руку.
  • При движении по тротуару придерживайтесь стороны подальше от проезжей части.
  • Учите ребенка всматриваться вдаль, пропускать приближающийся транспорт.
  • Наблюдая за приближающимися транспортными средствами, обращайте внимание ребенка на то, что за большими машинами (автобус, троллейбус) может быть опасность – движущийся на большой скорости легковой автомобиль или мотоцикл. Поэтому лучше подождать, когда большая машина проедет, и убедиться в отсутствии скрытой опасности.
  • Не выходите с ребенком на проезжую часть из-за каких-либо препятствий: стоящих автомобилей, кустов, закрывающих обзор проезжей части.
  • Переходите проезжую часть не наискосок, а прямо, строго перпендикулярно. Ребенок должен понимать, что это делается для лучшего наблюдения за движением транспорта.
  • Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора. Объясняйте ребенку, что переходить дорогу на зеленый мигающий сигнал нельзя. Он горит всего три секунды, можно попасть в ДТП.

Помните, что ребенок обучается движению по улице прежде всего на вашем примере, приобретая свой опыт!

 Госавтоинспекция Первомайского района г. Минска

свернуть

Правила безопасности в автомобиле

Дети – самые беззащитные участники дорожного движения. Если с ними что-то случается в дороге, в этом всегда виноваты взрослые. В автомобиле дети – одна из наиболее уязвимых категорий пассажиров. В ДТП аналогичной тяжести дети страдают значительно больше, чем взрослые пассажиры. При этом штатные системы безопасности автомобилей не рассчитаны на защиту детей. Поэтому при перевозке детей необходимо использовать детские удерживающие устройства.

         Отправляясь в поездку, не забудьте про детское удерживающее устройство: кресло, бустер. Ведь каждый ребенок до 12 лет должен перевозиться в специальном кресле, в соответствии с ростом и весом. Невыполнение данных пунктов правил влечет за собой  ответственность, в виде предупреждения или штрафа в размере до 4 базовых величин. Допускается перевозить детей в возрасте до двенадцати лет без использования указанных в части первой настоящего пункта устройств в случае, если рост ребенка превышает 150 сантиметров, а также в автомобиле-такси.

Пожалуйста, помните, что личный пример - лучший метод воспитания детей. Именно поэтому специалисты убедительно просят Вас соблюдать нижеприведенные правила. С их помощью Вы сможете значительно снизить вероятность возникновения опасной ситуации для вас и вашего ребенка. Убедитесь в том, что ребенок пристегнут ремнями безопасности. Лобовое столкновение при скорости 50 км/час равносильно падению с третьего этажа здания. Поэтому, не пристегивая ребенка ремнями, вы как бы разрешаете ему играть на балконе без перил!

Всегда пристегивайтесь сами ремнями безопасности и объясняйте ребенку, зачем это нужно делать. Если это правило автоматически выполняется Вами, то оно будет способствовать формированию у ребенка привычки пристегиваться ремнем безопасности. Пристегивайте ремни безопасности! Даже если вы едете по знакомой дороге на небольшое расстояние. Пристегивайтесь, даже если ваш автомобиль оснащен воздушными подушками безопасности.

Самые лучшие устройства безопасности бесполезны, если они неправильно используются. К сожалению, в 40 % случаев используемые устройства либо не подходят детям, либо неправильно крепятся.

Продумайте маршрут и отдохните перед дорогой! Проверьте состояние вашей машины перед поездкой. Даже спущенные шины могут явиться причиной аварии. Не кладите тяжелые предметы на полку в машине. При столкновении они могут превратиться в смертоносные «снаряды».

Держите руль обеими руками! Положение рук на руле «без четверти три» или «без десяти два» дает наилучший контроль над автомобилем. Перекрещивание рук на руле или держание руля за основание опасно в случае столкновения и при срабатывании воздушных подушек безопасности. Подумайте о своем комфорте и безопасности!

свернуть

Курение − пагубно для здоровья и опасно для жизни!

В Первомайском районе проходит республиканская профилактическая акция «Не прожигай свою жизнь!».

Неосторожное обращение с огнем при курении в нетрезвом состоянии остается основной причиной возникновения пожаров. Практически ежедневно в сводках МЧС есть примеры таких огненных происшествий. Выпил, покурил, очнулся в больнице. Или вовсе не очнулся. Несмотря на частые пожары и предупреждения сотрудников МЧС о недопустимости курения в постели, которые, кажется, уже набили оскомину даже самим спасателям, люди почему-то продолжают курить в нетрезвом состоянии в постели. Никто не задумывается о трагедии, которая может произойти от небрежно брошенной непотушенной спички, окурка. Многие считают это мелочью, не заслуживающей внимания. И возможно, не каждый, в состоянии разглядеть за скупыми строчками о произошедших трагедиях огромную проблему. Не для всех примеры в сводках МЧС становятся предупреждением об опасности. Более того, горечь и боль вызывает осознание, что практически во всех случаях гибели людей можно было избежать, если бы они сами понимали, что трагедии творят собственными руками.

Обезопасьте себя:

o   курите, только в специальных местах

o   никогда не курите в постели или кресле

o   используйте пепельницу, тщательно загасите сигарету

o   не выбрасывайте сигареты из окон

o   помните! опасно курить возле горючих жидкостей

 

Уважаемые граждане! Неосторожное обращение с огнем — одна из самых распространенных причин пожаров. Будьте осторожны, не пренебрегайте правилами пожарной безопасности. Берегите себя!

 ГПиВО Первомайского РОЧС

свернуть

Что делать, если возник пожар на кухне.

Причиной пожара на кухне чаще всего становится оставленная без присмотра пища на включенной плите. Также от работающей конфорки могут загореться полотенца, занавески воспламениться масло или жир. Если вы не справились с возгоранием сразу, то вызывайте спасателей по телефонам 101 или 112 и покиньте помещение.

Если загорелось масло в кастрюле или на сковороде:

- не пытайтесь переставить куда-либо пылающую сковороду;

- ни в коем случае нельзя тушить горящее масло водой или любой другой жидкостью;

- выключите конфорку и по возможности перекройте подачу газа и электроэнергии;

- накройте сковороду или кастрюлю крышкой, при этом используйте прихватку из грубой ткани, чтобы защитить руки от ожогов;

- оставьте посуду накрытой до охлаждения масла, иначе огонь вспыхнет вновь;

- при попадании горящего масла, жира на пол или стены используйте для тушения стиральный порошок или землю из цветочных горшков;

ГПиВО Первомайского РОЧС

свернуть

Влияние компьютерных игр на здоровье учащихся

Ежегодно во всем мире компьютерные технологии претерпевают ряд изменений, становятся более прогрессивными, в частности, появляются новые модели персональных компьютеров, реалистичнее становятся и компьютерные игры.

Сегодняшнее подрастающее поколение уже живет и воспитывается в такой среде, где компьютер стал привычной и необходимой вещью в каждом доме, где компьютерные игры являются частью реального взаимодействия.

         Первая компьютерная игра, так называемая видеоигра, возникла в 1962 году в Массачусетском технологическом институте (США). Видеоигра Стива Рассела «Космическая война» позволяла игроку, специалисту в данной области, с помощью нескольких клавиш управлять движением ракеты по экрану, изменять направление полета, скорость, открывать огонь по противнику. Но понадобилось еще почти 20 лет, прежде чем видеоигры нашли широкое распространение и признание.

         Положительные стороны использования компьютерных игр:

  • появление интереса к новой технике, устранение страха перед ней;
  •  формирование психологической готовности к овладению компьютерной грамотностью;
  • моделирование новых ситуаций, в которых реальная жизнь переплетается с воображаемым миром.

Но, наряду с этими положительными моментами есть и немало отрицательных. Очень часто компьютерные игры настолько захватывают ребенка, что он перестает общаться с друзьями, заниматься спортом, начинает даже пропускать уроки, поэтому родителям необходимо регулярно контролировать в какие игры и как долго их ребенок играет. По мнению известного американского психолога Сеттона Смита, компьютерные игры содержащие агрессивность, жесткость и деструктивность способны вызывать психологическую зависимость, которая в дальнейшем негативно сказывается на нравственном и эмоциональном потенциале детей. Родителям необходимо помнить, что хорошая компьютерная игра позволяет не только отдохнуть и развлечься, но и является достойным инструментом для обучения и развития детей: например, помощь в изучении иностранных языков, устранение пробелов по учебным дисциплинам и т.д.

     Известно, что одной из главных проблем, которую связывают с компьютерными играми – значительная нагрузка на органы зрения. Необходимо регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютерными играми: 7 минут – дошкольники, 10 минут – первоклассники, 15 минут – пятиклассники, 20 минут – учащиеся шестых и седьмых классов, 25 минут – учащиеся восьмых и девятых классов, 50 минут – учащиеся десятых и одиннадцатых классов, 4 часа – взрослые (возобновление работы через 40 минут).

Не менее важно и  оборудовать должным образом рабочее место для ребенка. Особенно требовательно стоит подходить к выбору рабочего стола. Его высота должна соответствовать росту ребенка. Он не должен сутулиться, находясь за столом, но при этом чувствовать себя достаточно комфортно. Стул должен быть оборудован спинкой. Все это необходимо, чтобы избежать мышечного утомления и сохранить правильную осанку.

При работе за компьютером отмечается перегрузка суставов кистей рук. Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.

Выполнение этих простых правил поможет сохранить здоровье ребенка.

Также, особое внимание стоит уделить компьютерной или игровой зависимости– пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими детьми. Признаком компьютерной зависимости является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности.

У младших школьников компьютерная зависимость обычно проявляется в форме пристрастия к компьютерным играм. У ребят старших классов она начинает включать и более содержательные занятия: усовершенствование собственного компьютера, поиск компьютерных программ и других материалов в сети Интернет, программирование и т.д.

 Российский психолог А.Л. Венгер выделил основные признаки игровой зависимости:

  • ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера;
  • ребенок провел хотя бы одну ночь у компьютера;
  • ребенок прогулял школу – сидел за компьютером;
  • ребенок приходит домой, и сразу к компьютеру;
  • ребенок забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось);
  • ребенок пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался;
  • ребенок конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет играть.

Симптомы игровой зависимости:

  • психические (появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером или даже при ожидании; отсутствие контроля за временем взаимодействия с компьютером; желание увеличить время взаимодействия с компьютером; появление чувства раздражения, либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером; использование компьютера для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии; эмоциональная неустойчивость);
  • социальные (возникновение проблем во взаимоотношениях с родителями, в школе, с одноклассниками; пренебрежение личной гигиеной, неряшливость);
  • духовные (потеря смысла реальной жизни, жизнь становится ненужной, пустой, лишенной всякого смысла, что приводит к духовному обнищанию).

И все же, как грамотно противостоять компьютерной зависимости?Постоянно интересуйтесь настроением, делами, удачами и неудачами ребенка. Чаще расспрашивайте его о том, что происходило в школе, по дороге домой и т.д. Организовывайте семейные экскурсии, прогулки, просмотры. Обеспечьте ребенку условия и возможность в реальной жизни получать то, что ему может дать виртуальный мир. Это яркая, насыщенная, интересная жизнь, возможность испытывать азарт, риск, агрессию приемлемым способом, возможность играть, реализовывать любопытство, общаться со сверстниками. Ни в коем случае не следует наказывать ребенка запретом на компьютерные игры, а в качестве поощрения разрешать играть «сколько хочешь».

К сожалению, сейчас нередко встречаются учащиеся, которые перешли грань разумного в компьютерных играх, что сказывается на их здоровье. Чрезмерное общение с компьютером может привести не только к ухудшению зрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье. При всем преимуществе компьютерных игр они все же создают иллюзию общения и не приводят к формированию навыков настоящего общения. Особенно это опасно для застенчивых детей. Реальное общение доставляет им психоэмоциональное напряжение и на смену ему приходит псевдообщение. Ребенок все больше отвергает реальный мир, где ему грозят негативные оценки и необходимость что-то менять в себе. Такой уход в искусственную реальность и формирует у ребенка игровую зависимость. И все же компьютер – это наше будущее. Работа на нем обучает новому способу, более простому и быстрому, получения и обработки информации. А умение получить необходимый для учебы материал и быстро обработать ускоряет и оптимизирует процесс мышления, помогает не только узнать больше, но и лучше, точнее решать новые задачи.
         Помните о том, что важным в компьютерных играх является чувство меры. Технический прогресс не стоит на месте, и с самыми последними его достижениями учащиеся встречаются первыми. И чтобы умная машина была другом, а не врагом нашим детям, нам, взрослым, необходимо постоянно повышать свой уровень знаний. Хотя бы для того, чтобы мы могли понимать то, чем увлечены наши дети, разделять с ними их успехи, да и просто больше общаться с ними.

свернуть

Уважаемые родители!

В летний каникулярный период значительно возрастает риск возникновения пожаров по причине детской шалости с огнем, а также гибели детей на водоемах. С целью предупреждения подобных чрезвычайных ситуаций в республике ежегодно проводится профилактическая акция «Каникулы без дыма и огня». Акция  проходит в пришкольных и летних оздоровительных лагерях, а также в учреждениях дошкольного образования.
развернуть

Найдите время и слова, чтобы объяснить своему чаду, чем опасен огонь, периодически напоминайте ему об этом. Одних убеждений недостаточно, закрепляйте их личным примером: бессмысленно объяснить ребенку правила пожарной безопасности, когда мама бросает в мусорное ведро горящую спичку, а папа балуется с зажигалкой. У маленьких детей недостаточно знаний и жизненного опыта, поэтому они стараются подражать окружающим их взрослым, в первую очередь – своим родителям. Поэтому в Ваших силах заложить основы безопасного поведения у ребенка.

 - храните спички, зажигалки в недоступных для детей местах

- не разрешайте детям самостоятельно пользоваться газовыми и электрическими приборами, топить печи

- объясните ребенку, что в случае возникновения пожара необходимо выбегать на улицу и ни в коем случае не прятаться

- не запугивая ребенка, расскажите правила безопасности и «проиграйте» различные ситуации

- выучите с ребенком ваш домашний адрес и номер телефона, чтобы при необходимости он мог сам обратиться за помощью в службу спасения

- возле телефона на листе бумаги напишите номера экстренных служб, и объясните ребенку при каких обстоятельствах ими можно воспользоваться (101 – дежурная служба МЧС, 102 – милиция, 103 – скорая медицинская помощь)

- и самое главное, ни при каких обстоятельствах не оставляйте детей без присмотра

свернуть

Как научить безопасности ребенка

         Маленький ребенок остался один без присмотра. На 10 минут или на 1,5 часа – вероятность беды практически одинакова. Спасателям из практики известны случаи, когда мама выходила во двор развесить белье, и этих нескольких минут было достаточно, чтобы ребенок поджог полметра пола и получил смертельную дозу угарного газа. Ежегодно на пожарах гибнут дети. За каждой цифрой – трагедия семьи.

         Конечно, на 100% от беды застраховаться никто не может. Но мамы и папы, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры могут научить малышей, как себя вести. Для начала нужно помнить, что маленькие дети, если что-то произошло или они стали виновниками огня, чаще всего пугаются и прячутся. Они боятся рассказать взрослым, что набедокурили. Не умея действовать и не понимая опасности дыма, малыши спасаются от огня под кроватями, в шкафах. В первую очередь объясните детям, что игры со спичками, печкой, розетками могут привести к пожару, который сделает больно. Лучшая форма подачи информации для них – это игра. Поиграйте с ними в «Что делаем если?..» Не привлекая лишнего внимания к самим шалостям, потренируйте ребенка в первую очередь сообщать взрослым и покидать помещение, где что-то случилось. Не читайте нотаций. Просто беседуйте с ним, приводите примеры и проигрывайте различные ситуации. Знайте, что запрет скорее даст стимул ребенку попробовать в ваше отсутствие то, что нельзя, поэтому говорить о безопасности с детьми нужно в доверительной манере, ни в коем случае не угрожать и не запугивать. При общении избегайте употребления отрицательной частицы «не». Обсуждайте с ребенком происходящие ситуации – на улице, в домашней обстановке, по дороге в детский сад. Комментируйте, почему нужно поступать так, а не иначе и кто поступает неправильно. Периодически возвращайтесь к этим темам. Даже взрослому человеку рекомендуют повторение каждые полгода.

         Лучший способ научить детей правилам пожарной безопасности – собственный пример. Если папа говорит, что нельзя играть со спичками, но при этом сам чиркает зажигалкой или бросает окурки, то эффекта вряд ли можно добиться. Если мама говорит не топить печь открытой, но сама забывает закрыть дверцы топочного отверстия – ребенок запомнит действие.  Лучший способ сделать жизнь детей безопасной – самим правильно пользоваться электроприборами, печным отоплением, быть осторожными с огнем и собственным примером учить детей.

свернуть

Республиканская акция «Не оставляйте детей одних»

С целью привлечения внимания к проблеме детской шалости с огнем и гибели детей на пожарах, снижения количества чрезвычайных ситуаций с участием детей и обеспечения их общей безопасности, в период с 12 мая по 3 июня 2017 года во всех областных и районных центрах, а также в городе Минске проходит профилактическая акция «Не оставляйте детей одних!», приуроченная к Международному Дню семьи и Дню защиты детей.

 В рамках акции организовано проведение профилактических мероприятий:

- в многодетных семьях и детских домах семейного типа,

- в детских развлекательных центрах,

- в организациях общественного питания,

- в учреждениях здравоохранения,

- в учреждениях образования,

- в Центрах внешкольного образования,

- в физкультурно-оздоровительных комплексах, спортивных школах.

свернуть

Осторожно, бытовая химия

Сегодня в каждом доме широкое применение нашли удобные и эффективные средства бытовой химии. Чистящие, отбеливающие и дезинфицирующие средства, стиральные порошки, клеящие материалы, стеклоомыватели, лаки, краски  - без всего этого в домашних делах не обойтись. Но не стоит забывать о том, что такие, казалось бы, безобидные вещества, при их неправильном использовании могут серьезно вам навредить. И чтобы этого не произошло, необходимо  знать, как с ними обращаться!

Во-первых, внимательно изучите инструкцию на упаковке, прочитайте и выполните все рекомендации. На каждом флаконе или коробке обязательно должна быть этикетка. Если же вы решили пересыпать или перелить что-то в другую тару: не надейтесь на свою память, все подписывайте.

Во-вторых, храните бытовую химию отдельно от пищевых продуктов, подальше от систем отопления, и, самое главное, в местах, недоступных для детей. Не держите бытовые средства открытыми, так как возможны испарения летучих или пылевых химических веществ в воздух и попадание их в организм через дыхательные пути, что может привести к отравлению.

Один из самых распространенных видов бытовой химии – средства для мытья посуды. Они не сильно токсичны, но все же представляют опасность, так как попадают в еду с чистых тарелок, чашек и кастрюль. Для того, чтобы избежать этого, смело разбавляйте моющее средство водой. Тщательно отмывайте посуду, а не просто споласкивайте под краном. Осторожность следует проявлять и при использовании стирального порошка, так как он может пылить. Открытый порошок лучше упаковать в полиэтиленовый пакет или пересыпать в герметично закрывающуюся емкость. Внимательность необходима и в обращении с аэрозольными баллончиками. Ни в коем случае не нагревайте их, так как может произойти взрыв. Не разбирайте пустые упаковки и не бросайте их в огонь. Подобные действия могут привести к плачевному результату.

Отдельно остановиться хотелось бы еще и на легковоспламеняющихся жидкостях (ЛВЖ), которые также есть практически в каждой квартире. Это ацетон, бензин, лаки, растворители и др. Если уж они и должны быть у вас под рукой, то исключительно в небольших количествах. Нельзя держать их в подвалах и на цокольных этажах, возле отопительных приборов и газовых плит. Хранить такие вещества следует в герметичной посуде в легко проветриваемых помещениях, в местах, где их не сможет отыскать ребенок. Емкости с ЛВЖ нужно подписывать!

Пользуясь бытовой химией, не забывайте про резиновые перчатки и респираторы. После очистки какой-либо поверхности, промывайте ее большим количеством воды. Не смешивайте одни вещества с другими, так как может произойти реакция. Избегайте попадания средств на кожу и  слизистые (ротовая полость, глаза). Если же это все-таки произошло, быстро вымойте пораженные участки водой. Используйте химикаты только по назначению: не мойте посуду препаратами для стирки белья. После работы с бытовой химией помойте руки и проветрите помещение. Не создавайте в квартире большие запасы химических средств!

Выполнение всех этих рекомендаций – гарантия того, что средства бытовой химии будут для вас действительно надежными помощниками, а не источником возможных проблем со здоровьем! Будьте внимательны! Отдавайте себе отчет в том, что вы пользуетесь не просто порошками или жидкостями, а потенциально опасными химическими веществами.

 

 

Используя средства для борьбы с насекомыми, помните:

 -   не стоит применять их наночь

 - рот и нос нужно закрывать марлевой повязкой или респиратором,

глаза – защитными очками

 -   из обрабатываемого помещения следует вынести посуду и продукты питания

 -   в помещении не должны находиться люди и домашние животные

 -   во время работы с ними нельзя есть, пить или курить

 -  после обработки нужно обязательно проветрить квартиру в течение нескольких часов

 

 

свернуть

Опасность бытового газа

Практически невозможно представить нашу повседневную жизнь без бытового газа. Использование газовых плит и баллонов – дело для нас на первый взгляд обыденное и привычное, однако в определенных условиях при работе с, казалось бы, хорошо знакомым оборудованием опасные ситуации все же возникают. Это очередной повод задуматься: а всегда ли мы сами соблюдаем простые правила безопасности. Едва ли каждый ответит с уверенностью утвердительно. А между тем, не стоит забывать то, от чего зависит ваша жизнь и здоровье.

Если вы почувствовали характерный запах газа: не включайте свет и не пользуйтесь спичками или зажигалкой. Также нельзя нажимать кнопку электрического звонка, звонить по телефону (выдерните шнур из розетки, чтобы и вам не могли позвонить). Иногда искра появляется при включении и выключении электроприборов (очень часто - холодильника) и ее достаточно, чтобы вызвать взрыв, несмотря на принимаемые меры предосторожности. Откройте окна, перекройте газовый вентиль, позвоните в службу газа от соседей или из телефона-автомата.

Когда готовите, не забывайте открывать форточку и включать вытяжку. Если спичка погасла, не воспламенив газовую горелку, перекройте газ и только потом в очередной раз подносите огонь. Не устанавливайте кухонную мебель, другие горючие предметы и материалы ближе 20 см от газового оборудования. Не разогревайте на газовых приборах легковоспламеняющиеся жидкости. Не сушите вещи над пламенем плиты. Двери из помещения, где установлено газовое оборудование, должны открываться наружу. Обязательно перекрывайте кран подачи газа, когда уходите из дома, и вечером перед сном. Не подпускайте малолетних детей к газовой плите (бал­лону) и не разрешайте им играть на кухне.

 

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ: 

Использовать газовое оборудование, предназначенное для приготовления пищи, для обогрева помещений.

Подсоединять к газовому оборудованию самодельные горелки и другие приспособления.

Самовольно  подключать и отключать газовые приборы  и  баллоны, разбирать их и ремонтировать, переносить на другое место.

Бытовой газ – это незаменимый помощник, но только когда находится под контролем человека. В обратном случае – он может принести вред и стать причиной трагедии. Не допускайте этого - строго соблюдайте правила эксплуатации газового оборудования! Помните: ваша безопасность в ваших руках!

 

 

 

Способы обнаружения утечки газа:

на глаз – на поверхности газовых труб, смоченных мыльной водой, в месте утечки образуются пузырьки

на слух – в случае сильной утечки  газ выходит из трубы со свистом

по запаху -  характерный запах, которым обладает газ, становится сильнее вблизи утечки.

Никогда не проверяйте утечку газа открытым огнем!

 

 

Ни в коем случае не эксплуатируйте неисправные газовые приборы. В случае обнаружения каких-либо дефектов сразу же перекройте подачу газа, проветрите помещение и вызовите аварийную службу по телефону 104. 

свернуть

Не оставляйте детей одних

С целью привлечения внимания к проблеме детской шалости с огнем и гибели детей на пожарах, снижения количества чрезвычайных ситуаций с участием детей и обеспечения их общей безопасности, в период с 12 мая по 3 июня 2017 года во всех областных и районных центрах, а также в городе Минске проходит профилактическая акция «Не оставляйте детей одних!».

Причиной большинства пожаров, происходящих в домах и квартирах, является пресловутый человеческий фактор. А вот пожары, которые произошли по вине детей, наверное, можно назвать – фактор родительской беспечности.

А теперь давайте попробуем восстановить картину произошедших трагедий, тем более, что схема развития событий всегда одинаково банальна и трагически предсказуема. Ребенок оставлен в доме или квартире без присмотра. Двери закрыты на ключ. Все дети любознательны и подвижны, они не могут сидеть на одном месте и находятся в постоянном поиске игр. Их интересуют окружающие предметы, они изучают их, трогают, пытаются с ними играть. 

Вы же, дорогие родители, не раз умилялись тем, что ваш годовалый малыш, например, тянется к мобильному телефону. И даже в таком возрасте ребенок копирует действия взрослого, неуклюже нажимая пальчиками на кнопки и прикладывая трубку к уху. А теперь вспомните, где в вашем доме хранятся спички? Видел ли ребенок, куда вы их обычно кладете? Уверены ли вы в том, что малыш не сможет до них дотянуться? Как правило, уже после, когда исправить ничего нельзя родители вспоминают, что не придавали этому никакого значения, будучи уверенными, в том, что их ребенок не сможет  добраться до спичек. Да и оставляли ребенка всего-то на несколько минут. К сожалению, этих набивших горькую оскомину нескольких минут достаточно для того, чтобы горящая спичка, выпавшая из детских рук, стала  причиной пожара. Самое страшное, в том, что ребенок не имеет возможности спастись. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста единственный путь спасения – это двери. Даже, если квартира находится на первом этаже, или события развиваются в частном доме, ребенок не догадается открыть окно и выбежать на улицу. Да и хватит ли сил у маленького ребенка открыть окно? А вообще, как правило, дети, испугавшись, прячутся в шкафах, под кроватями, в других комнатах.

К сожалению, несмотря на страшные примеры, в большинстве своем родители недооценивают опасность неосторожного обращения с огнем. Забывая о том, что у детей нет опыта, дающего понимание опасности того или иного действия, нет навыков безопасного обращения с предметами, представляющими ту или иную угрозу жизни и здоровью, отсутствует свойственная взрослым защитная реакция на возникшую опасность. Большинство детей не имеют понятия о том, что нужно делать во время пожара, чтобы уцелеть. Родители, оставляя на виду или в доступном для ребенка месте спички, зажигалки провоцируют детей на опасные игры.

Уважаемые родители, проблема так называемой детской шалости с огнем стоит очень остро. И очень важно помнить, что главная задача – предупредить возможную трагедию, быть рядом и даже на шаг впереди. Наши с Вами усилия должны быть направлены на каждодневную профилактическую работу с детьми, чтобы, если не исключить, то хотя бы свести к минимуму число пожаров и др. ЧС с участием детей, избежать травматизма и несчастных случаев. Ведь, прежде всего взрослые в ответе за действия и поступки детей.

свернуть

Детский травматизм

В Республике Беларусь ежегодно регистрируется более полумиллиона случаев различных травм, из них пятую часть получают дети. В 2016 году 151 536 (!!!) детей получили травмы различной степени тяжести, погибли 154 ребенка (из них на пожарах – 8 детей погибло и 8 травмировано).

В дополнение к смертельным случаям от неумышленных травм, огромное количество детей нуждаются в больничном уходе из-за полученных несмертельных травм. Многие из них остаются с какой-либо из форм инвалидности, часто с последствиями на всю жизнь.

Нужно сказать, что для каждого возраста характерны свои опасности и травмы. Например, в 80% случаев дети дошкольного возраста  получают бытовые травмы. Если говорить в общем, то основные причины детского травматизма – ДТП, утопления, отравления, падения, пожары.

 

Травмы рук, ног в домашней обстановке.

Ни для кого не секрет, что в руках у любознательного ребенка может оказаться любой предмет, который вызывает у него маломальский интерес. Как его применит ребенок, не знает даже он сам, но случаи, когда кастрюли, горшки и прочие предметы становились головными уборами, имеют место быть.

Как этого избежать.

- взять для себя за правило постоянно находиться рядом с ребенком, не оставлять его без присмотра;

- если малыш играет в соседней комнате, посмотреть, что может представлять для него опасность и убрать эти предметы;

- исключить возможность игр ребенка со спортивными снарядами

 

Падение из окон

Нужно сказать, что в прошлом году было несколько случаев, когда и дети постарше выпадали из окон. Поступки детей вполне объяснимы и понятны, вот только последствия ужасны.

Как этого избежать:

- поставьте на окна специальные заглушки, чтобы ребенок не мог открыть окно;

- держа ребенка на руках, не ставьте его на подоконник, не привлекайте  лишний раз внимание ребенка к окну;

- отодвиньте предметы мебели от окон, чтобы ребенок не мог взобраться на подоконник;

- проветривайте помещение, когда идете с ребенком гулять на улицу, по возвращении закрывайте окна.

- рассказать ребенку об опасности открытых окон;

- объяснить, какими могут быть последствия (привести пример: взять обычное куриное яйцо, и сбросить его с высоты кухонного стола). Ребенок должен понять, что падение с высоты закончится смертью или серьезными увечьями. 

 

 

Ожоги

В повседневной жизни дети регулярно оказываются подверженными воздействию пламени и горячей воды. К числу термических повреждений относятся ожоги в результате пожаров  в доме, ожоги от прикосновения и обваривания. Последние относятся к числу травм, которые вызывают наибольшие страдания и боль, и могут привести к обезображиванию и инвалидности. В отношении термических повреждений дети особенно уязвимы. Они не осознают опасности и риски, связанные с горячими жидкостями, поверхностями, пламенем. Поскольку кожа у ребенка тоньше, а защитные рефлексы медленнее, чем у взрослого человека, ожоги могут быть глубокими, требовать длительного лечения, а иногда и не совместимые с жизнью.

Как этого избежать

- не ставьте на край стола (плиты) чашки с горячим чаем, тарелки с супом, кастрюли и сковородки, потому что ребенок может опрокинуть это на себя;

- если вы сидите за столом и держите на руках ребенка, будьте вдвойне осторожны, малыш может потянуть на себя скатерть или схватить то, что находится в зоне его доступа;

- ребенок не должен находиться вблизи огня при приготовлении шашлыка, сжигании мусора.

 

Снаряды

Война закончилась уже давно, а ее отголоски до сих пор заставляют содрогаться от ужаса. В прошлом году произошло несколько трагических случаев, связанных со снарядами, которые были случайно  найдены детьми.

Как этого избежать:

- всегда интересуйтесь, где ваш ребенок и чем он занят;

- организуйте его досуг таким образом, чтобы у него не было времени на бесцельное шатание по дворам, пустырям и т.д. в поисках развлечений и опасных игр;

- разговаривайте со своим ребенком, спрашивайте, чем он занимался в течение дня, что планирует делать, куда пойдет. Чем осведомленнее вы будете, тем больше вероятность того, что ваш ребенок не попадет в неприятную или опасную ситуацию.

 

Работники МЧС всегда призывают родителей к тому, чтобы они максимально много времени уделяли обучению своих детей основам безопасности жизнедеятельности.

Помните, что все «уроки безопасности» должны проходить неназойливо, а в игровой форме. Потому что играть для детей - также естественно, как ходить и дышать, ведь когда вы играете, любые советы воспринимаются совсем иначе, без внутреннего протеста, потому что они всегда кстати, потому что вы на равных, вы партнеры, вы соучастники и друзья.

Еще один совет от психологов: слово «нельзя» употребляйте как можно реже. Ведь о коварстве «нельзя» многие родители уже знают. С «нет» и «не...» дело обстоит еще хуже. Ну не хочет наше подсознание его воспринимать!

Используйте «заменители», например «опасно». Лучше скажите ребенку: «Будь осторожен! Включать плиту самому опасно! Ты можешь обжечь руку. Давай я тебе помогу». Лучше использовать чаще слово «можно», для того, чтобы сменить фокус внимания вашего ребенка.

И еще, уважаемые родители, где и как ребенок проводит свой досуг, с кем он дружит, какими играми увлекается – эти вопросы должны быть предметом постоянного вашего внимания. Воспитание иммунитета личной безопасности у ребенка должно идти с чувством меры. Разговор на эти темы надо вести доброжелательно.

свернуть

Автономный пожарный извещатель

Анализ пожаров показывает, что наибольшее их число происходит в ночное время суток. Для спящего человека достаточно несколько минут нахождения в задымленном помещении, чтобы получить критическую дозу угарного газа. Обнаружить пожар на ранней стадии (при появлении дыма) способен автономный пожарный извещатель (АПИ).

Устройство, установленное на потолке помещения, подаст мощный звуковой сигнал, способный разбудить спящего человека. Звуковой сигнал извещателя настолько пронзителен, что способен разбудить и соседей. Многие из погибших могли бы спастись, если бы в их домах были установлены извещатели.

Итак, если вы установили дома автономный пожарный извещатель, для того, чтобы он долгое время служил верой и правдой, за ним необходимо правильно ухаживать.

         Очень важно верно выбрать место установки извещателя. Оптимальная точка – в центральной части потолка с небольшим смещением в сторону окна или двери, где происходит движение воздушных потоков. Срабатывая, извещатель подает громкий сигнал, чтобы разбудить крепко спящего человека, и заглушить любой звук работающей бытовой техники, (например, пылесоса или стиральной машины). Многих интересует, как прекратить звучание, если извещатель сработал не от пожара. Для этого необходимо проветрить помещение либо в течение нескольких секунд пропылесосить АПИ, не снимая с потолка.

         От чего происходят ложные срабатывания? Нередко это бывает из-за того, что пары жиров и других веществ, попадая в отверстия дымовой камеры, оседают на стенках пластмассового корпуса и, высыхая, превращаются в плотный налет. Еще одна причина срабатываний – попадание в камеру дыма из печи, со двора через открытую дверь или в результате активного курения. Но это говорит о том, что ваш извещатель, отлично работает, и следует только  устранить источник дыма. И последняя причина, что, впрочем, встречается крайне редко - неисправность извещателя.

         Замена элемента питания производится один раз в год и  не представляет собой ничего сложного. Извещатель снимается с потолка, достается использованный элемент и вставляется новый. Одновременно нужно очистить дымовую камеру от пыли с помощью пылесоса. Если индикатор, находящийся на корпусе извещателя, начал поблескивать, не издавая звукового сигнала, значит АПИ готов исполнять свои функции. 

Автономный пожарный извещатель:

- обнаружит пожар

- подаст мощный звуковой сигнал

- разбудит спящего человека

- не требует обслуживания специализированной организацией

- устанавливается на потолке при помощи шурупов

- работает от батарейки «крона»

- продается в магазинах

свернуть