Профориентация

Презентация "Как выбрать профессию. Профориентация".

В презентации представлены основные понятия, связанные с профессиональным выбором, самоопределением.

 

Куда поступать. Учебные заведения, специальности, правила приема, проходные баллы.

Перечень учебных заведений и специальностей, правила приема:

http://www.edu.gov.by/abiturientu/

Проходные баллы прошлого года по учебным заведениям и специальностям

http://www.abiturient.by/university/bsu/inrates/2017

http://kudapostupat.by

свернуть

Централизованное тестирование в 2018 году

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

25 января 2018 г. № 5

 

О проведении централизованного тестирования по учебным предметам в 2018 году

На основании частей третьей и четвертой пункта 17 Правил приема лиц для получения высшего образования I ступени, частей четвертой и пятой пункта 17 Правил приема лиц для получения среднего специального образования, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 80 «О правилах приема лиц для получения высшего образования I ступени и среднего специального образования», подпунктов 8.1, 8.3–8.7, 8.9 и 8.10 пункта 8 Положения о порядке организации и проведения централизованного тестирования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 июня 2006 г. № 714, Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Определить:

1.1.  перечень учреждений образования, определенных пунктами проведения централизованного тестирования и пунктами регистрации для прохождения централизованного тестирования, согласно приложению 1;

1.2.  график проведения централизованного тестирования согласно приложению2;

1.3.  время начала централизованного тестирования и время начала централизованного тестирования в резервные дни –11.00;

1.4.  сроки выдачи абитуриентам сертификатов централизованного тестирования пунктами проведения централизованного тестирования – с 10июля;

1.5.  перечень учреждений образования, определенных пунктами регистрации для прохождения централизованного тестирования в резервные дни, согласно приложению3;

1.6.  сроки регистрации абитуриентов для прохождения централизованного тестирования в резервные дни – с 30 июня по 3июля;

1.7.  график проведения централизованного тестирования в резервные дни согласно приложению4;

1.8.  пункт проведения централизованного тестирования в резервные дни – Белорусский государственныйуниверситет;

1.9.  сроки выдачи абитуриентам сертификатов централизованного тестирования пунктом проведения централизованного тестирования в резервные дни – с 13июля;

1.10.  перечень учреждений образования, координирующих подготовку и проведение централизованного тестирования в областях и г. Минске, согласно приложению5;

1.11.  время работы пунктов регистрации – с 9.00 до 19.00 (в субботние (12 и 26 мая) дни – с 9.00 до18.00);

1.12.  минимальное количество мест для абитуриентов в пунктах проведения централизованного тестирования согласно приложению 6;

1.13.  срок передачи в учреждение образования «Республиканский институт контроля знаний» базы данных абитуриентов и заявок на экзаменационные материалы – до 4 июня 2018г.

  1. Установить, что:

2.1.  база данных абитуриентов формируется посредством автоматизированной информационной системы «Общереспубликанский банк данных участников централизованноготестирования»;

2.2.  абитуриенты распределяются по аудиториям в пунктах проведения централизованного тестирования с использованием списков абитуриентов, составленных методом случайноговыбора.

  1. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

 Министр                                                                                                                     И.В.Карпенко

 

Приложение 1

к постановлению Министерства образования Республики Беларусь 25.01.2018 № 5

ПЕРЕЧЕНЬ

учреждений образования, определенных пунктами проведения централизованного тестирования и пунктами регистрации для прохождения централизованного тестирования

Брестская область

 учреждение образования «Барановичский государственный университет»

учреждение образования «Брестский государственный технический университет» учреждение образования     «Брестский     государственный    университет    имени А.С.Пушкина»

учреждение образования «Полесский государственный университет»

 

Витебская область

 учреждение      образования       «Витебский      государственный      технологический университет»

учреждение     образования     «Витебский    государственный    университет    имени П.М.Машерова»

учреждение образования «Оршанский государственный механико-экономический колледж»

учреждение образования «Полоцкий государственный университет»

 

Гомельская область

 учреждение образования «Белорусский государственный университет транспорта»

учреждение образования     «Белорусский     торгово-экономический    университет потребительской кооперации»

учреждение образования «Гомельский государственный технический университет имени П.О.Сухого»

учреждение    образования    «Гомельский    государственный    университет    имени ФранцискаСкорины»

учреждение образования «Мозырский государственный педагогический университет имени И.П.Шамякина»

учреждение     образования     «Светлогорский    государственный  индустриальный колледж»

 

Гродненская область

 учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

учреждение образования «Гродненский государственный аграрный университет»

Лидский    колледж    учреждения    образования    «Гродненский    государственный университет имени ЯнкиКупалы»

Волковысский колледж учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

Минская область

 филиал «Молодечненский государственный политехнический колледж» учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования»

филиал БНТУ «Солигорский государственный горно-химический колледж» филиал БНТУ «Борисовский государственный политехнический колледж»

 

Могилевская область

 филиал БНТУ «Бобруйский государственный автотранспортный колледж» государственное учреждение       высшего       профессионального       образования «Белорусско-Российский университет»

учреждение   образования    «Белорусская    государственная    орденов   Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственнаяакадемия»

учреждение образования «Бобруйский государственный аграрно-экономический колледж»

учреждение образования «Климовичский государственный аграрный колледж» учреждение  образования    «Могилевский   государственный   университет   имени А.А.Кулешова»

учреждение       образования       «Могилевский       государственный       университет продовольствия»

 

город Минск

 Академия управления при Президенте Республики Беларусь Белорусский государственный университет

Белорусский национальный технический университет

учреждение образования «Белорусский государственный университет информатики ирадиоэлектроники»

учреждение образования «Белорусский государственный аграрный технический университет»

учреждение образования «Белорусский государственный медицинский университет» учреждение  образования      «Белорусский      государственный      экономический университет»

учреждение      образования      «Белорусский      государственный      педагогический университет имени МаксимаТанка»

учреждение      образования      «Белорусский     государственный     технологический университет»

учреждение образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств»

учреждение       образования       «Минский       государственный       лингвистический университет»

учреждение    образования    Федерации    профсоюзов    Беларуси    «Международный университет«МИТСО»

учреждение образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь»

Приложение 2

к постановлению Министерства образования Республики Беларусь 25.01.2018 № 5

 

График проведения централизованного тестирования

 

п/п

Учебный предмет

Дата проведения

1

Белорусский язык

12июня,

вторник

2

Русский язык

14 июня,

четверг

3

Обществоведение

16 июня,

суббота

4

Математика

18 июня,

понедельник

5

Биология

20 июня,

среда

6

Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)

22 июня, пятница

7

Химия

24 июня,

воскресенье

8

Физика

26июня,

вторник

9

История Беларуси

28 июня,

четверг

10

География

30 июня,

суббота

11

Всемирная история (новейшее время)

2 июля,

понедельник

 

Приложение 4

к постановлению Министерства образования Республики Беларусь 25.01.2018 № 5

 

График проведения централизованного тестирования в резервные дни

 

п/п

Учебный предмет

Дата проведения

1

Белорусский язык

6 июля (пятница);

8 июля (воскресенье)

2

Русский язык

6 июля (пятница);

8 июля (воскресенье)

3

Обществоведение

6 июля(пятница);

10 июля(вторник)

4

Математика

6 июля(пятница);

10 июля(вторник)

5

Биология

6 июля(пятница);

10 июля(вторник)

6

Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)

6 июля(пятница);

10 июля(вторник)

7

Химия

6 июля(пятница);

10 июля(вторник)

8

Физика

6 июля(пятница);

10 июля(вторник)

9

История Беларуси

6 июля(пятница);

10 июля(вторник)

10

География

6 июля(пятница);

10 июля(вторник)

11

Всемирная история (новейшее время)

6 июля(пятница);

10 июля(вторник)

 

свернуть

Рекомендации психолога по выбору профессии

Советы по выбору профессии

Выбор своей профессии и своего пути в жизни задача непростая, ошибка может дорого стоить. Человек, выбравший не свое дело, и учится кое-как и работает без удовольствия.

Очень хорошо, если выпускник давно определился с вузом и специальностью и твердо следует выбранной цели. Но, к сожалению, такой идеальный вариант встречается редко. Гораздо чаще бывшие школьники не знают, кем хотят стать, поступают в учебное заведение за компанию или по совету родителей, или еще лучше – по принципу, куда возьмут с набранными баллами.

Если выпускник хочет поступить на специальность, которая ему нравится. Но для этого необходимо сдавать еще один, довольно сложный экзамен. А с теми предметами, которые уже сданы, он сможет поступить гарантированно, хотя и не на столь желанную специальность. Чему отдать предпочтение?

Если человек твердо решил пойти туда, куда мечтает, то сдавать или не сдавать предмет – такой вопрос перед ним просто не встанет. Он сделает все, чтобы выучить и сдать.  Но если сомнения в успешной сдаче экзамена присутствуют, то можно пойти и более реальным путем, выбрать, так сказать, синицу в руках.  Верьте в свою мечту, идите за ней несмотря ни на что! Но если ваши возможности, ваш дух, ваша воля на сегодняшний день не готовы преодолевать определенные трудности, то ничего стоящего для себя из моего совета вы не почерпнете.

Выбор профессии не происходит раз и навсегда, жизнь мобильна. Может быть, в дальнейшем вам придется осваивать  смежную специальность, или вы найдете работу на стыке имеющейся и той, о которой мечтали. Любой ваш выбор сейчас может быть успешным или не очень, но только по прошествии времени вы поймете, что именно вам было необходимо, а что не пригодилось совсем.  

А если хочется и туда и сюда и еще в 2-3 места сразу? Что поможет сделать правильный выбор? Самый простой способ определится – это услышать себя. Но это одновременно и самый сложный способ. В потоке внешних голосов (родственники, друзья, всевозможные СМИ), очень трудно сосредоточиться и услышать свое «Я».  Попробуйте выделить для этого специальное время раз в день, посидите в одиночестве, в тишине.  Переберите варианты в уме, задайте себе вопрос и попробуйте услышать ответ внутри себя.

Как правило, через 5-10 минут такого сиденья, вам захочется встать, выскочить на улицу, пойти по своим делам... Но человеку,  который не умеет найти время, чтобы услышать себя, советовать  что-либо бесполезно. Он послушает тот голос, который будет громче «кричать» на тот момент.

Быть может, родители настаивают на определенной профессии, делают максимальные усилия, чтобы облегчить поступление в выбранный вуз.  Довериться родительскому чутью или все-таки идти своей дорогой? А вдруг ошибка?

Ответственность за свою судьбу  вырабатывается как раз в возрасте 17-18 лет.  Хотя в это время еще существует «слабость» –  зависимость от родителей (территориальная, финансовая, психологическая). Многие бояться взять на себя ответственность за свою судьбу и часто вынуждены следовать родительским наказам.

И родители, сами того не осознавая, частенько «захватывают» в свои руки судьбу и волю своих детей.  Они исходят из своего опыта, им кажется, что они точно знают – как надо жить. Но мир родителя, пусть даже прожившего долгую жизнь, это мир ОДНОГО человека. За ним можно не увидеть всего огромного мироздания, не увидеть всех его возможностей!

Но необходимо, как бы это ни было трудно,  выбирать свою дорогу. И не думать, что этим вы предаете своих родителей. Поблагодарите их за заботу и объясните, что у вас, как и у них, есть право на ошибку, на поиск.  Когда заниматься поиском себя как не в молодости?

Хороший родитель  должен быть всегда рядом как поддерживающий, но не вмешивающийся в дела и судьбу ребенка человек. Это очень трудно, но в этом совершенство родителя - уважать выбор своих детей.

Говоря о профориентационном тестировании, следует  сказать, что даже самые серьезные из них могут ошибаться. Ведь человек отвечает на вопросы, находясь на тот момент в определенном состоянии. Изменится состояние – изменяться и ответы.

Можно определить направление деятельности – нравится ли больше общение с людьми или есть склонность к работе с техникой или цифрами, а может к организации чего-либо.  Но работу над собой, самостоятельное осознание своей индивидуальности ничто не заменит.

Устройте тест себе сами. Очень хотите стать врачом? Посетите любое лечебное учреждение, посидеть в очереди, пообщаться с больными, с врачами, с медсестрами. Вы увидите, что кроме собственно лечения недугов и облегчения боли есть еще огромное количество бумаг, которые надо заполнять, есть выезды на дом. Существуют такие тонкости и нюансы профессии, о которых вы можете и не догадываться. И если после всего этого ваше решение стать врачом не изменится, значит, путь выбран правильно.

В практике, психологи  часто сталкиваются с решением на 2-3 курсе сменить профессию. Молодежь обычно принимает решения резко, не нравится – уйду. Но сначала надо решить, не откуда уйти, а куда пойти. И вот пока нет четкого решения на второй вопрос, лучше не предпринимать никаких действий. Волевым решением заставить себя продолжать пока делать то, что делал – учиться. Вот когда все осознается четко и выстроится в логичную цепочку, можно и сменить вуз или специальность. Можно просто взять тайм-аут, осмотреться и принять решение. Такие периоды раздумья, внутренней сосредоточенности необходимы каждому человеку.

Бывает, что решение принято и на самом деле надо уйти. Здесь придется пережить весь кризис ухода, и в первую очередь, непонимание родителей.  На первый план выходят, конечно, затраченные усилия по поступлению, деньги, нервы. Но подумайте, ведь вы все равно получили какие-то знания, какой-то опыт – разве это не стоит определенных усилий и средств?  Можно сказать, что вы заплатили за то, чтобы понять, что вам НЕ НАДО.

Если выбор для вас очевиден, то лучше осуществить поворот в своей судьбе раньше, чем потом жалеть о не сделанном шаге всю жизнь.

5 «Не» в заключении:

1. НЕ бойтесь перемен!

С каждым годом количество новых профессий все увеличивается. Рынок труда меняется очень быстро. Будьте готовы учиться всю жизнь – повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Освоение совершенно новой специальности вместе с имеющейся, сделает вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Любая полученная вами профессия может пригодиться в непредвиденных жизненных обстоятельствах.

2. НЕ думайте только о престижности профессии.

Престижность профессии должна учитываться, но только после осознания вашей индивидуальности, интересов и способностей. Иначе есть шанс остаться с "модной", но не приносящей удовольствия специальностью.

3. НЕ смотрите только на внешнее проявление профессии.

За легкостью сценического, кинематографического образа, не виден ежедневный, иногда довольно тяжелый и однообразный труд актера. Узнайте все подробности о выбранной работе, желательно из «первых рук», прежде чем с горящими глазами ринуться на штурм учебного заведения.

4. НЕ выбирайте профессии, которые могут ухудшить ваше здоровье.

Молодым людям свойственна переоценка своих физических возможностей, неумение соотносить состояние своего здоровья с требованиями избранной деятельности. Между тем, доказано, что профессия, не соответствующая физическому развитию и здоровью, может наносить существенный ущерб растущему организму.

5. НЕ бойтесь никакого своего решения.

У вас есть право на ошибку, на поиск. Не воспринимайте инструкции буквально, придумайте свой творческий способ выбора профессии. Разработайте собственный план – список необходимых для выбора профессии действий. Пройдите все поэтапно: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, оцените свои способности, склонности, знания и т.п.

Как правильно выбрать профессию

Выбор профессии - одно из самых ответственных решений, которые принимает человек в жизни. Выбор профессии приравнивается к выбору супруга.

Есть такое выражение: «Счастье - это когда утром хочется идти на работу, а после работы домой».

При построении профессионального жизненного плана предметом размышлений должен стать не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым нужно к нему идти, оценка объективных и субъективных ресурсов. Кроме того, весьма желательно думать не только о том, какое высшее учебное заведение выбрать, но и нужны ли будут эти специальности через 5 лет. Сможете ли вы устроиться на работу?

Для того, чтобы сделать обоснованный выбор, вам нужно ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения школьников к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт — сведения, полученные от родителей, друзей и т.д.

Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности - уровень учебной подготовки, материальные условия семьи и, главное свои способности и склонности.

Условия выбора профессии:

Хочу Могу Надо

Сфера «хочу» - интересы, стремления.

Сфера «могу» - способности, особенности характера.

Сфера «надо» - условия рынка труда, потребность в специалистах.

Итак, при выборе профессии нужно:

  • знать как можно больше профессий;

  • определиться в своих интересах;

  • знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию;

  • иметь основной и запасной варианты профессионального выбора;

  • иметь (желательно) опыт профессиональных проб: либо понаблюдать, либо самому попробовать;

  • оценить свои возможности и способности, а также их соответствие с теми требованиями, которые предъявляют профессии;

  • знать региональную структуру потребности в кадрах.

Возможные затруднения при выборе профессии:

  • слабая информированность об учебных заведениях, небольшим кругом профессий;

  • неумение оценить свои возможности;

  • отсутствие серьезного отношения к профессиональному выбору;

  • отсутствие интереса, к какой бы то ни было деятельности

При выборе профессии необходимо избегать следующих ошибок:

  1. Выбор профессии «за компанию».

  2. Подчинено давлению родителей или других родственников, которые могут внушать вам, что тот вариант, который они предлагают, для вас оптимален.

  3. Увлечение только внешней стороной профессии.

  4. Перенос отношения к человеку - представителю данной профессии на саму профессию. Очень часто личная симпатия к человеку вызывает желание иметь такую же профессию.

  5. Устаревшее представление о характере труда, об особенностях той или иной профессии.

  6. Отождествление учебного предмета с профессией. За каждым учебным предметом стоит большое количество конкретных профессий.

  7. Незнание и недооценка своих физических противопоказаний. Известно, что ряд профессий предъявляет определённые требования к здоровью человека и такая работа может усугубить недостатки здоровья.

  8. Неумение разобраться в своих способностях, особенностях характера, мотивах выбора.

  9. Предубеждение в отношении престижности и непрестижности профессии.

Классификация профессий:

Человек - человек

Труд людей направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание. Он связан с управлением, руководством людьми.

Профессии: врач, медсестра, воспитатель, преподаватель, тренер, следователь, юрист, психолог, библиотекарь, социолог и т.д.

Человек - техника

Предметом труда выступает техника. Относят профессии, связанные с обслуживанием техники.

Профессии: инженер-конструктор, радиотехник, водитель, механик, инженер - строитель, инженер-физик, инженер-технолог и т.д.

Человек-природа

Деятельность человека связана с природой. Человек имеет дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами.

Профессии: микробиолог, геолог, агрохимик, зоотехник, ветеринар, агроном, биолог, почвовед, эколог, биотехнолог, ландшафтный дизайнер, фармацевт.

Человек - знаковая система

Объектом труда выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, схемы, графики и т.п.

Профессии: программист, бухгалтер, финансист, редактор, корректор, экономист, телеграфист, аудитор и т.д.

Человек - художественный образ

Труд связан с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, актёрской деятельностью.

Профессии: художник, модельер, композитор, музыкант, архитектор, стилист, журналист и т.д.

Ошибки при выборе профессии

Отношение к выбору профессии как к неизменному

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей...

 Бытующие мнения о престижности профессии

В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик).

Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться - но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь, непригодны к выполнению основных рабочих функций...

Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать)

Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь.

Чувство группы, ориентация на сверстников - очень позитивные особенности ребят твоего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа "Я" и самооценки. Поэтому оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей - и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он - рискованный человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный).

Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию

При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика - это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне "комплекта"). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира - спортсмена, политика, журналиста, артиста. Спортсмены - они не все такие.

Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое, к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий

Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык" в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и серетарем-референтом. Тем более имей в виду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.

Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства

Во все профессии, и, прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. (А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности - вплоть до животноводства).

Неумение/нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях)

Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи.

Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей в виду, что среди них много непрофессиональных, так что относить критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов - активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.

Незнание/недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии

Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья.

Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики - сердце...

Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии

Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.

Наш сайт как раз и создан для того, чтобы направить тебя, показать основные этапы ращения проблемы. Однако не воспринимай инструкции буквально, лучше даже, если ты творчески подойдешь к делу и разработаешь для себя свой собственный план - список необходимых для выбора профессии действий. Сюда могут быть включены: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, объективная оценка своих способностей, склонностей, знаний (с помощью тестов или как-либо еще) и т.д.

Семь шагов к взвешенному решению

1. Составить список подходящих профессий

Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.

2. Составить перечень требований выбираемой профессии

Составьте список своих требований:

  • выбираемая профессия и будущий род занятий;
  • выбираемая профессия и жизненные ценности;
  • выбираемая профессия и жизненные цели;
  • выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;
  • выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
  • желательный уровень профессиональной подготовки;
  • выбираемая профессия и мои склонности и способности;
  • желательные содержание, характер и условия работы.

3. Определить значимость каждого требования

Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий

Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

5. Подсчитать и проанализировать результаты

Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

6. Проверить результаты

Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

7. Определить основные практические шаги к успеху

Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить:

  • в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование,
  • как развивать в себе профессионально важные качества,
  • как можно получить практический опыт работы по данной специальности,
  • как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

 Что влияет на выбор профессии

Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии?
На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние.

8 факторов выбора профессии по Е.А. Климову:

  1. Позиция старших членов семьи
    Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.
  2. Позиция товарищей, подруг
    Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.
  3. Позиция учителей, школьных педагогов
    Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.
  4. Личные профессиональные планы
    Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.
  5. Способности
    О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
  6. Уровень притязаний на общественное признание
    Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.
  7. Информированность
    Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.
  8. Склонности
    Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это – интересы, подкрепленные определенными способностями.

Учебные заведения: государственные и негосударственные, получение образования: платное и бесплатное

Что лучше — государственные или негосударственные учебные заведения? Можно ли учиться и работать одновременно?

В настоящее время наряду с традиционными государственными и муниципальными профессиональными образовательными учреждениями появилось довольно большое количество негосударственных. Учредителями таких профессиональных учебных заведений могут быть частные лица, акционерные общества, общественные организации, различные фонды и т.д. Опыт показывает, что качество образования не зависит от того, является ли учебное заведение государственным или негосударственным. Эффективность обучения определяется квалификацией преподавателей, конкретным содержанием учебных программ и их материальной базой.

Поэтому при выборе образовательного учреждения лучше ориентироваться именно на эти признаки.

 Если вы имеете дело с негосударственным профессиональным учебным заведением, имеет смысл сделать два дела.

 Во-первых, обязательно познакомьтесь с его лицензией на право профессиональной образовательной деятельности.

 Во-вторых, проверьте, имеет ли оно государственную аккредитацию. Если учебное заведение имеет аккредитацию, то у вас есть некоторые преимущества.

  • Во-первых, вы получаете документы об уровне образования или квалификации государственного образца.

    Во-вторых, вы имеете возможность получать от государства возмещение затрат на обучение в данном образовательном учреждении в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение в соответствующем типе и виде государственного, муниципального образовательного учреждения.

    В-третьих, вы можете быть уверены, что вас обучают в соответствии с государственными образовательными стандартами.

 Где и как можно получить информацию об учебных заведениях?

Существует довольно много источников информации о профессиональных учебных заведениях. Не все из них доступны во всех городах и регионах России.

Поэтому следует узнать, какие возможности существуют там, где вы живете.

Справочники для поступающих в учебные заведения дают наиболее оперативную, полную и точную информацию об учебных заведениях, как правило, государственных, включая названия, адреса и телефоны, перечень профессий и их описания, порядок приема. Как правило, такие справочники выходят ежегодно, но только в крупных городах.

Телефонные справочники позволяют установить номера телефонов и адреса большинства местных государственных и негосударственных профессиональных учебных заведений.

Компьютерные информационно-поисковые программы позволяют быстро и точно находить нужную информацию. Некоторые из этих программ довольно большие. Часто эти программы можно найти на компьютерных компакт-дисках СВ.

Компьютерная сеть Интернет содержит огромное количество информации о многих высших учебных заведениях России и практически всех зарубежных учебных заведениях. Многие вузы России имеют в Интернете свои электронные страницы. К примеру, вы можете обратиться за информацией на официальный сайт Министерства образования РФ по адресу.

Рекламные объявления в газетах, журналах, специальных буклетах и стендах представляют собой несистематизированную и непроверенную информацию о большом количестве учебных заведений, чаще всего негосударственных. Кроме того, в них представлены сведения о большом количестве разнообразных курсов по изучению иностранных языков, компьютеров, вождения автомобилей и т.п.

В библиотеках можно найти не всегда самую оперативную, но, как правило, достаточно полную информацию об образовательных учреждениях, содержащуюся в справочниках, подшивках газет и журналов.

Работающие в центрах профориентации профконсультанты обычно имеют необходимую справочную информацию об учебных заведениях, чаще всего государственных, систематизированную по различным профессиям. Кроме того, они, как правило, имеют значительный личный опыт и впечатления о различных учебных заведениях на основе информации от своих клиентов и связи с представителями этих учебных заведений.

Областные Центры занятости населения имеют и предоставляют информацию об учебных заведениях, осуществляющих преимущественно повышение квалификации и переобучение взрослых людей.

Телефонные переговоры и личные встречи с представителями учебных заведений и преподавателями могут уточнить ваши представления о конкретном учебном заведении. Беседы с учащимися и выпускниками позволяют получить неофициальную информацию об учебном заведении, в том числе их мнение о качестве образования, удовлетворенность предоставляемыми возможностями. Наконец, непосредственный визит в учебное заведение позволит вам получить свое собственное впечатление о материальной базе, учебных программах, условиях обучения.

 

О чем нужно узнать, когда выбираешь учебное заведение? Как ничего важного не пропустить?

 Собирая информацию о профессиональных учебных заведениях, следует получить ответы на следующие вопросы:

  1. К какому типу относится учебное заведение?
  2. Это — профессиональное училище, профессиональный лицей, техникум, колледж, институт, университет, академия?
  3. Является ли учебное заведение государственным или негосударственным?
  4. Кто его учредители?
  5. Какой уровень профессионального образования оно позволяет получить: начальное, среднее, высшее?
  6. По каким специальностям осуществляется профессиональная подготовка?
  7. Каковы предоставляемые формы обучения: дневная, вечерняя, заочная, экстернат?
  8. Какие требования предъявляются к поступающим? Есть ли ограничения по полу, возрасту, образованию, состоянию здоровья, способностям?
  9. Каков порядок приема в учебное заведение?
  10. Когда нужно подавать заявление?
  11. Какие документы представлять?
  12. Какие вступительные экзамены необходимо сдавать?
  13. Каковы место расположения и транспортная доступность учебного заведения?
  14. Имеется ли возможность проживания в общежитии?
  15. Какова продолжительность обучения?
  16. Размер оплаты за обучение?
  17. Содержание лицензии на право профессиональной образовательной деятельности?
  18. Имеет ли учебное заведение государственную аккредитацию?
  19. Какие условия предоставляет учебное заведение для обучения?
  20. Какие имеются помещение, оборудование, учебные материалы, база для прохождения практики?
  21. Содержание учебных программ?
  22. Преподавательский состав?
  23. Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?

 

Девять шагов к взвешенному решению

 Предлагаем помочь вашему ребёнку сделать следующие шаги к взвешенному принятию решения перед выбором будущей профессии:

1. Изучите особенности рынка труда. Какие специальности, по мнению специалистов, ваших друзей и  знакомых наиболее высокооплачиваемые и востребованные

2. Ознакомьтесь с перечнями специальностей и учебных заведений, находящихся в вашем городе. Составьте список подходящих профессий.

3. Составьте список профессий, которые  нравятся, интересны, по которым ваш ребёнок хотел  бы работать, которые ему подходят.

4. Составьте перечень требований выбираемой профессии:

  • выбираемая профессия и будущий род занятий;
  • выбираемая профессия и жизненные ценности;
  • выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
  • желательный уровень профессиональной подготовки;
  • выбираемая профессия и мои склонности и способности;
  • характер и условия работы.

5. Определите значимость каждого требования. Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

6. Оцените  соответствие требованиям (вашего ребёнка) каждой из подходящих профессий. Проанализируйте, развиты ли  профессиональные качества, отвечают ли интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

7. Подсчитайте и проанализируйте результаты. Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит вашему ребёнку по всем пунктам.

8. Проверьте результаты. Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с  психологом, профконсультантом.

9. Определите основные практические шаги к успеху. Итак, вы приняли решение, теперь важно определить, в каком учебном заведении вы сможете получить профессиональное образование, как будете развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

 

свернуть

Профориентационное тестирование для выбора специальности

Пройти тесты можно здесь:

https://smartia.me/tests/

https://onlinetestpad.com/ru/tests/psychological/proforientation

http://www.abiturient.by/proftests

http://kudapostupat.by/tests

Получить квалифицированную помощь специалистов по профориентации вы можете в учреждении образования "Республиканский центр инновационного и технического творчества", отдел профилизации и профессиональной ориентации молодежи, по адресу ул. Славинского 2.

Заведующий отделом
Шалима Наталья Александровна
тел. 267-60-49

http://rcitt.by/departments/proforiyentatsionnye

свернуть

График дней открытых дверей в учебных заведениях г. Минска

В мае 2018 г.

УО "Белорусский государственный технологический университет" - 20 мая в 12.00.

Адрес: ул. Свердлова, 13а.

свернуть
Институт пограничной службы Республики Беларусь
Военная академия Республики Беларусь
Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь
Университет гражданской защиты МЧС Республики Беларусь
Военно-медицинский факультет БГМУ
Военный факультет БГАА
Военный факультет БГУ
Военно-технический факультет БНТУ
Военный факультет БГУИР
Военный факультет ГрГУ
Военно-транспортный факультет БГУТ
Могилевский Институт Министерства Внутренних Дел Республики Беларусь